|
|
Свешников Борис |
| «Такой полной свободы творчества, как в лагере, я не испытывал никогда…». |
1927 - 1998 |
Борис Петрович Свешников - один из крупнейших и наиболее авторитетных представителей «неофициального» искусства 1950—1980-х годов, график и живописец, известный прежде всего своей «лагерной сюитой» (или «Гулаг-артом»).Именно там написаны самые трогательные и удивительные его работы. Тонким, каллиграфически точным штрихом рисует он снежные поля или мрачные залы, где маячат мелкие фигурки заключенных и стражников. От ранних, реалистичных полотен художник в 60-х годах перешел к своеобразным цветовым «паутинкам»,голубым снежинкам, сотканным из пуантилистского марева мелких, точечных мазков,самобытных, абсолютно неповторимых мистически-сюрреалистических картин-видений. Его героями неизменно оставались чудаки и бродяги, блуждающие в мирах своих кошмаров и грез. Холодный свет смерти пронизывает все эти предметы, людей, дома, горы, ландшафты, облака… Характерны «говорящие» названия работ: «Ушедший сверстник», «Разлука», «Эхо», «Переход», «Пробуждение», «Напутствие». Лагерное прошлое не оставляло художника и на свободе. Фигуративные композиции Свешникова кажутся изображениями потустороннего мира, страны, где свободу можно обрести только в смерти. Темы его фантазий - грань света и тьмы, переход мира реального в потустороннее бытие. Он был убежден, что то, иное, существует.
«Свешников был единственный, кому не пришлось делать поворота в своем творчестве. …У него нигде нет логически построенного сюжета. Многочисленные персонажи его полотен всегда в действии, но эти действия совсем не направлены на то, чтобы сложиться в стройную сюжетную концепцию. Его заполненные фигурами композиции причудливы и алогичны. Это спиритуалистическое проникновение в особый, никем не виденный мир. …Блестяще нарисованные фигуры людей подчеркнуто выразительны, иногда почти гротескны, но это не гротеск. И не сюрреализм. Даже не неоромантизм, хотя именно к нему Свешников ближе всего» (Л. Кропивницкий, 1965).
«Борис Свешников создал в искусстве драматургию судьбы человека, который постоянно испытывал близость смерти». Но для самого художника смерть, была не только концом, но и «началом всего сущего» Владимир Немухин.
| |
Картины художника представлены в музеях и коллекциях: | | | Серенада Музей «Другое искусство» | Майский полет Музей актуального искусства |
Российские музеи
- Государственная Третьяковская галерея (Москва)
- Московский музей современного искусства (Москва)
- Государственный Центр современного искусства (Москва)
- Музей «Другое искусство»
- Музей актуального искусства
Зарубежные музеи
- Музей современного искусства (Нью-Йорк, США)
- Музей Джейн Вурхис Зиммерли, Ратгерс университет (Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США)
Частные коллекции
- Собрание Бар-Гера (Кельн, Германия)
- Собрание общества «Мемориал» (Россия)
|